Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современности образование является основой воспроизводства интеллектуального, культурного и духовного потенциала страны обеспечение инновационного развития страны. Это обуславливает необходимость непрерывного обновления системы образования под воздействием перемен. Основным обновлением системы образования в нашей стране было расширение самостоятельности учреждений, получение ими статуса автономности. Это позволило учреждениям образования самостоятельно управлять своим развитием, не зависеть от государственного финансирования, привлекать дополнительные источники финансирования и материальные средства, планировать свою деятельность и определять стратегию развития, расширять ассортимент услуг и т.д., то есть действовать в условиях рынка и своевременно реагировать на изменения в окружающей среде. Основой деятельности такого учреждения становится качество предоставляемых услуг, так как оно способно конкурировать на рынке, а прямыми конкурентами автономных учреждений на сегодняшний день выступают частные учреждения, активно функционирующие в области образования.
Анализ правоприменительной практики показал, что существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. В существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к повышению эффективности своей деятельности, что было вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов, что усугублялось высокой степенью закрытости управления большинства бюджетных учреждений.
Для решения данных проблем был предпринят ряд действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который обозначил правовой статус автономных учреждений.
Данный закон утратил силу 1.01.2011 в виду возникновения новых внешних условий и принятием Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в части совершенствования правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений, в том числе и автономных. Новый закон наделил автономные учреждения еще большей самостоятельностью, стимулировав учреждения повышать эффективность деятельности.
Целью исследования является анализ финансовых ресурсов автономного учреждения.
Для достижения цели последовательно должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть социально-экономическую сущность и значение автономных учреждений в современных условиях;
исследовать особенности формирования и использования финансовых ресурсов автономных учреждений;
провести анализ структуры доходов автономных учреждений;
провести анализ основных направлений расходов автономных учреждений;
разработать мероприятия направленные на повышение финансовых ресурсов в современных условиях.
Объектом исследования выступает экономическая и финансовая деятельность автономных учреждений.
Предметом исследования выступает процесс формирования и использования финансовых ресурсов автономных учреждений.
В работе были использованы следующие группы источников:
1. Законодательные акты Российской Федерации (Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента и др.).
2. Нормативно - методические документы (типовые инструкции, положения, ГОСТ и другие).
В исследовании использовали следующие методы: аналитический, сравнительный, метод систематизации информации, метод наблюдения, метод моделирования, количественный метод, системно-структурный анализ.
В соответствии с поставленными задачами данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования автономных учреждений
1.1 Социально-экономическая сущность и значение автономных учреждений в современных условиях
Муниципальное учреждение - это одно из видов некоммерческих организаций - учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от собственника, учреждения бывают:
частными (частное учреждение) - если собственник гражданин или юридическое лицо;
государственными (государственное учреждение) - если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;
муниципальными (муниципальное учреждение) - если собственник Муниципальное образование .
Бюджетные и автономные учреждения являются государственными (муниципальными) некоммерческими организациями, так как создаются Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием
Бюджетное учреждение и автономное учреждение является различными организационно-правовые формами, а представляют собой два типа государственного (муниципального) учреждения.
Представим различия бюджетного и автономного учреждения в приложении А.
Таким образом, в данном параграфе показаны сходства и различия бюджетных учреждений. Кроме того, различия наблюдаются в системе управления: для бюджетных учреждений структура и порядок формирования органов управления устанавливается Уставом
Автономные же учреждения могут размещать средства на банковских депозитах. Причем даже субсидии на выполнение государственного задания. Ведь законодательство этого не запрещает. Главное – это не должно повлиять на выполнение государственного задания .
1.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов автономных учреждений
Любой управленческий процесс, в том числе и государственное управление, требует определенной финансовой основы. Система финансирования государственного управления предусматривает обеспечение государства необходимыми денежными средствами, требуемыми для выполнения им функций социального, политического и экономического характера.
Система финансирования государственного управления предусматривает формирование денежных отношений, осуществляемых в связи с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и национального богатства в процессе формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, его хозяйствующих субъектов, а также в связи с использованием этих средств на управленческие и иные государственные нужны.
В качестве субъекта финансирования в данных отношениях выступает органы государственного управления, предприятия различных форм собственности, учреждения, а также граждане. Система финансирования государственного управления включает в себя неоднородные обособленные звенья, назначение каждого из которых достаточно специфично.
Система финансирования государственного управления включает в себя следующие элементы: во-первых, бюджетную систему государства, сформированную бюджетами различных уровней; во-вторых, внебюджетные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г.] // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. О некоммерческих организациях: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ : [принят Государственной Думой 8 дек. 1995 г.] // Рос. газ. 1996. № 14. 7 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : [ред. от 26 дек. 2014 г., с изм. от 8 марта 2015 г.] : [с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2015 г.] : [принят Гос. Думой 17 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.] // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 8 Об автономных учреждениях : федер. закон от 3 нояб. 2006 г. 174-ФЗ : [ред. от 4 нояб. 2014 г.] : [принят Гос. Думой 11 окт. 2006 г. : одобрен Советом Федерации 27 окт. 2006 г.] // Собр. законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ : [ред. от 31.12.2014] : [принят Гос. Думой 23 апр. 2010 г. : одобрен Советом Федерации 28 апр. 2010 г.] // Собр. законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ : [ред. от 6 апр. 2015 г.] : [принят Гос. Думой 22 марта 2013 г. : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г.] // Собр. законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
6. Баженова О.И. К проблеме субсидирования муниципальных предприятий // Бюджет. 2014. № 10.
7. Баженова О.И. Контрактная система как инструмент пресечения практики явного субсидирования муниципальных предприятий // Право и экономика. 2014. № 2.
8. Баженова О.И. К проблеме эффективности антимонопольного порядка предоставления преференций // Право и экономика. 2013. № 12.
9. Баженова О.И. К проблеме эффективности использования принципа конкурентного отбора получателей бюджетных ассигнований // Право и экономика. 2013. № 11.
10. Баженова О.И. Осуществление антимонопольного контроля в отношении муниципальных образований: проблемы эффективности // Журнал рос. права. 2013. № 6.
11. Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль: Курс лекций / Е.Ю.Грачева,Л.Я.Хорина. - М.: Проспект, 2016.
12. Крохина Ю.А. Финансовое право России : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. Москва, 2014.
13. Корнеева М.И. Особенности финансового контроля бюджетных учреждений // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 13.04.2019)
14. Карандина Е.А. Федеральное казначейство в системе государственного финансового контроля Российской Федерации. Автореферат дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2017
15. Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. Москва, 2015.
16. Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права: учебник. Москва, 2014.
17. Маркелов К.Б. Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки // Юрист. 2011. № 5.
18. Маркелов К.Б. Вопросы соотношения правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки и государственные (местные) расходы // Финансовое право. 2011. № 2.
19. Маркелов К.Б. Финансово-правовые аспекты государственных и муниципальных закупок //
20. Общая теория финансов /Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: Банки и Биржи. ЮНИТИ, 2015.
21. Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов : монография / под ред. Н.И. Химичевой. Москва, 2017.
22. Финансы /Под ред. В.И. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2018.